Коротков Егор » 23 апр 2009, 11:23
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. МЕССА. СТРУКТУРА И ТЕКСТ ЧИНА.
1.1. Используемое последование для моделирования - Римский миссал редакции 1962 г. ввиду его наибольшего соответствия древней литургии.
1.2. Литургический язык, т.е. язык, на котором произносятся все молитвы – латинский.
1.3. Из чинопоследования изъяты:
1.3.1. Слова консекрации, т.е. ТАЙНОУСТАНОВИТЕЛЬНЫЕ слова.
1.3.2. Сама молитва Offertorium
1.3.3. Молитва выхода
1.4. В чинопоследовании изменены тексты:
1.4.1. Текст молитвы приложения (Haic igitur)
1.4.2. Текст преподания Причастия (не Corpus но Panis и не Sanguinis но Vinis)
1.4.3. Иные тексты, содержащие упоминание о священности жертвы, трансформированы со смещением аспекта на «Жертву хваления»
1.5. В чинопоследование добавлена:
1.5.1. Prex Eucharistica II (вторая Евхаристическая молитва) последования миссала 1979 г. которая может использоваться во всех случаях, с чётом изменений и изъятий описанных в п. 1.3. (п.п. 1.3.1 и 1.3.2.)
1.6. Структурно чинопоследование включает в себя следующие части:
1.6.1. Вхождение в храм и начальные обряды:
- Крестное знамени (у ступеней Алтаря)
- Входной псалом 42(у ступеней Алтаря)- кроме служб по усопшим
- Двойное Исповедание (у ступеней Алтаря)
- Входные возгласы (на ступенях Алтаря)
- Почитание Алтаря(Центр Алтаря)
- Интроит или Входная молитва (Левая сторона Алтаря)
- Kyirie (Центр Алтаря)
- Gloria (Центр Алтаря) – если служба Торжественная или Воскресная.
- Collecta или Соборная молитва (Левая сторона Алтаря)
1.6.2. Литургия Учительства
- Апостол или Первое чтение (Левая сторона Алтаря)
- Gradual (Левая сторона Алтаря)
- Tractus (Центра Алтаря) – если служба Торжественная или Воскресная
- Секвенция (Правая сторона Алтаря) – на службе по усопшим и если предписано
- Евангелие
- Проповедь
- Литургия Таинства – если во время Мессы совершается Таинство Крещения, или Брака
- Credo (Центр Алтаря) – если служба торжественная или Воскресная
1.6.3. Евхаристическая Литургия или собственно Месса
- Offertorium (Центр Алтаря)
- Prephacia (Центра Алтаря)
- Sanctus(Центра Алтаря)
- Benedictus(Центр Алтаря)
- CANON
- Молитва благословения(Центр Алтаря)
- Молитва о Папе и Епископе(Центр Алтаря)
- Молитва о живых(Центр Алтаря)
- Молитва о ходатайстве святых
- Молитва предложения(Центр Алтаря)
-ВОЗНОШЕНИЕ ХОСТИИ И ЧАШИ (Центр Алтаря)
- Молитва воспоминания о пророках (Центр Алтаря)
- Молитва об усопших (Центр Алтаря)
- Молитва о заступничестве святых (Центр Алтаря)
- Малое возношение (Центр Алтаря)
- Pater noster или Молитва Господня (Центр Алтаря)
- Молитва заступничества (Центр Алтаря)
- Молитва о мире (Центр Алтаря)
- Приветствие мира (Центр Алтаря)
- Agnus dei (Центр Алтаря)
- Великое возношение (Центр Алтаря)
- Молитвы перед причастием и причастие священника (Центр Алтаря)
- Молитвы очищения сосудов или пурификация (Левая сторона Алтаря)
1.6.4. Заключение
- Молитва после Причащения(Левая сторона Алтаря)
- Заключительное благословение (Центр Алтаря)- кроме Мессы об усопших
- Отпуст (Центр Алтаря)- кроме мессы об усопших
- Заключительное или выходное Евангелие (Правая сторона Алтаря)
2. МЕССА. ХРАМ
2.1. В части устройства места для моделирования Мессы стоит принимать во внимание следующие детали:
2.1.1. Может и должно быть отгорожено с трёх сторон место «Пресвитерия» т.е. то место где находится стол, моделирующий Алтарь, сиденье, моделирующее кафедру Епископа, сиденье моделирующее место Настоятеля (священника) и сиденья, моделирующие хоры – места для Прислуживающих.
2.1.2. Крайне желательно, чтобы над местом, моделирующим пресвитерий, в качестве крыши, был натянут тент.
2.1.3. Крайне желательно, чтобы место, моделирующее пресвитерий, было разделено на место, моделирующее непосредственно Алтарную часть и собственно Пресвитерий. Разделителем может служить некое возвышение, или ткань, положенная на землю и обозначающая границы места моделирующего собственно Алтарную часть, которые могут и должны быть достаточными, чтобы там смогло разойтись без препятствий два человека плечом к плечу.
2.1.4. В месте, моделирующем собственно Алтарную часть, следует поместить следующее:
2.1.4.1. Стол, моделирующий Алтарь, который может быть не менее: в высоту - до талии человека среднего роста; шириной до 100-120 см.; длинной 200-240 см. и установленный в плотную к задней «стене».
2.1.4.2. Стол, моделирующий Алтарь может быть накрыт плотной тканью, по верх которой настилается простая белая, либо с узорами по краям, ткань, моделирующая алтарный покров.
2.1.4.3. На столе, накрытом тканью, моделирующей Алтарный покров, следует разместить:
А.)Подсвечники со свечами в количестве не менее 6 (шести), ближе к задней «стене» по 3(три) с каждой стороны (с правой и левой)
Б.) Крест. Если Крест настольный, то он устанавливается на том же уровне что и свечи, так чтобы он находился между ними. Тогда заднюю стену можно украсить иконографическим изображением, лучше если оно будет западной школы (например плакат с изображением Сикстинской Мадонны). Если крест настенный, то он вешается на задней стене, так, чтобы он приходился по центру алтаря на расстоянии от него не более полуметра. Крест должен иметь изображение Распятого.
В.) Под Крестом можно поместить лампадку, которая должна гореть постоянно.
Г.) Если есть возможность, то Крест, если он настольный, можно поместить на некоем прямоугольном небольшом возвышении (коробе) сделанном из дерева или иного материала, но не картона, который установить на том же месте, где должен быть установлен настольный Крест. Если есть возможность, то эта коробка может быть с запирающейся дверцей. Т.о. получается шкафчик, в котором можно хранить литургические принадлежности, в том числе чашу, патену, колбы с вином и хлеб)
Д.) Во время моделирования Мессы на столе, моделирующем Алтарь нужно расположить Книгу (папку) с текстом используемого во время моделирования, последовании, ближе к левой стороне, а так же Библию, либо Новый Завет, которая должна быть достаточно большой (MAX формат А4 MIN формат А5)
2.1.4.4. Сиденье, моделирующее кафедру Епископа – с правой стороны от стола, моделирующего Алтарь, но так, чтобы оно вплотную не прилегало к нему.
2.1.4.5. Сиденье, моделирующее место настоятеля (священника) с левой стороны от стола, моделирующего Алтарь, так же как и в предыдущем случае установленное.
2.1.5. На границе, отделяющей место, моделирующее пресвитерий от места моделирующего храм, можно установить перегородку, высотой по пояс человека среднего роста, обтянув её белой тканью, которая может быть неплотной, таким образом, чтобы в перегородке оставался проход, через который могли свободно пройти три человека стоя плечом к плечу. Проход должен располагаться в центре.
2.1.6. На границе, отделяющей место, моделирующее пресвитерий и место моделирующее основную часть храма, ближе к правой стороне, можно установить подставку высотой ниже уровня груди, обтянутое не просвечивающей тканью, на которую можно положить книгу во время чтения. (можно использовать пюпитр).
2.1.7. Остальное место, моделирующее храм можно отделить от остального пространства полигона верёвкой.
2.1.8. Остальное место, моделирующее храм, может быть оборудовано, если возможно, сиденьями для народа.
2.1.9. Если предусматривается воспроизведение музыкальных произведений, то лучше установить колонки под столом, моделирующим Алтарь.
2.1.10. Неподалёку от места моделирующего пресвитерий, с левой стороны, в пределах места моделирующего основную часть храма, можно расположить место, моделирующее Конфессионал – место для совершения Исповеди.
2.1.11. Если есть возможность, то неподалёку от места моделирующего пресвитерий, с правой стороны, в пределах места моделирующего основную часть храма, можно расположить место для моделирования Крещения – подставку высотой до пояса, задрапированную непрозрачной желательно белой, тканью на которой установить достаточно большой таз из белого металла, в который можно наливать воду.
2.1.12. У входа в место, моделирующее основную часть храма можно прикрепить небольшой сосуд для воды.
3. МЕССА. ПОВСЕДНЕВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ ЕПИСКОПОВ, СВЯЩЕННИКОВ, МОНАХОВ, МОНАХИНЬ И ОБЛАЧЕНИЯ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕССЫ.
3.1. ПОВСЕДНЕВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ ЕПИСКОПОВ, СВЯЩЕННИКОВ, МОНАХОВ, МОНАХИНЬ
3.1.1. В части моделирования облачений Епископов, священников, следует избегать полной точности,
3.1.2. ОБЛАЧЕНИЕ ЕПИСКОПА.
- Всегда фиолетового цвета. ИСКЛЮЧЕНИЕ: ЕПИСКОП-КАРДИНАЛ – алое; ПОНТИФИК - Основное-белое. Пелерина – алая, окантованная белым.
Если нет оригинального облачения, то при крое можно не кроить собственно сутану. Лучше всего подойдет вариант узкой в верхней части и с широкими клиньями в нижней (начиная от начала бедра) робы, длинною до щиколотки. На верхней части бёдер , в месте начала клиньев, делается складка, внутри которой лучше расположить вход кармана. Сзади делается две небольших встречных прямых складки. Рукава немного шире запястий, с отворотным прямым манжетном.
- материала должен быть плотным.
- по верх основной части одевается пелерина. Крой – полусолнце. Длинна – до локтя. Сшитая таким образом, чтобы сохранить возможность одеть через голову и снабжённая небольшой застёжкой фиолетового же цвета.
- рукава с отворотами, которые могут быть из бархата.
- пояс – фиолетового цвета, длинный, до конца голени. Может быть с бахромой золотого цвета на обоих концах.
- крест – латинский, из жёлтого или белого металла, желательно с изображением Распятого.
- берета или камилавка. БЕРЕТА квадратная, но гибкая, способная принимать форму головы, в основании. КАМИЛАВКА круглая в основании, одевается на теменную часть и закрывает её полностью.
3.1.3. ОБЛАЧЕНИЕ СВЯЩЕННИКА.
- Всегда чёрного цвета. ИСКЛЮЧЕНИЕ: СВЯЩЕННИК-МОНСЕНЬОР – чёрное с фиолетовым поясам и фиолетовой же камилавкой или береттой и такими же отворотными манжетами.
- рекомендации по крою такие же как и в отношении ОБЛАЧЕНИЯ ЕПИСКОПА.
3.1.4. ОБЛАЧЕНИЯ МОНАХОВ И МОНАХИНЬ
- могут соответствовать облачению монахов и монахинь согласно их орденам.
- ОСНОВНЫМИ МУЖСКИМИ МОНАШЕСКИМИ ОРДЕНАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Орден Святого Бенедикта. – чёрное, пояс верёвочный.
- Орден братьев Святого Франциска – коричневый, пояс верёвочный.
- Орден Братьев Проповедников (Орден Святого Доминика) – белое, пояс коричневый, кожаный. Плащ чёрный с капюшоном.
- Орден Августинцев – лазоревое.
- Орден Траппистов (Орден Бернардинцев) - белое, пояс верёвочный.
- ОСНОВНЫМИ ЖЕНСКИМИ МОНАШЕСКИМИ ОРДЕНАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Сёстры Святого Бенедикта – чёрное
- Сёстры Святого Франциска серое. Воротник-пелерина белый, пояс верёвочный фиолетовый.
- Сёстры Святого Доминика – белое. Воротник-пелерина – чёрный, пояс кожаный.
3.2. ОБЛАЧЕНИЯ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕССЫ.
3.2.1. ОБЛАЧЕНИЯ СЛУЖАЩЕГО ЕПИСКОПА
- По верх повседневного облачения одевается АЛЬБА – белое из шёлка, сатина, льна облачение, скрывающее полностью повседневное облачение. Подол в передней части с может быть украшен золотой вышивкой.
- По верх АЛЬБЫ одевается СТОЛА (ЕПИТРАХИЛЬ) – длинное шарфоподобное облачение шириной 10-15 см. длинной до 150 см.. На концах украшенно крестами (на расстоянии 10 см. от края) по краям – не длинная бахрома. Одевается Крест на крест.
- АЛЬБА препоясывается верёвочным поясом – ЦИНГЛЮМОМ, таким образом, чтобы концы СТОЛЫ были им зафиксированы.
- По верх АЛЬБЫ и СТОЛЫ одевается СТИХАРЬ или ДАЛМАТИКА.
- СТИХАРЬ – белое до середины бедра облачение с широкими короткими рукавами (до локтя), из атласа или шёлка. По краям рукавов и подолу может быть отделано широким кружевом.
ДАЛМАТИКА – такое же по размерам, что и СТИХАРЬ, но боле длинное (до колен), облачение из парчи соответствующего литургического цвета.
- По верх всего описанного выше одевается КАЗУЛА или ОРНАТ – по крою «солнце». Длинна до колена. Для экономии материала – может быть не цельнокроеным ,а сшитым сверху. Материал – плотная, но не шерстяная, возможно парча или плотный бархат.
Как рекомендация, возможно и лучше всего покупать ткани в церковном магазине, если в МСК, то недалеко от ст. м. Павелецкой есть замечательный магазинчик, где можно купить нужную ткань. КАППА - длинное, до щиколотки, плащевидное облачение соответствующего литургического цвета, который должен быть одинаковым с цветом СТОЛЫ и ДАЛМАТИКИ. Материал – парча, либо иной плотный однотонный или расшитый золотом или серебром материал. Используется для совершения иных Таинств, кроме Евхаристии, или иных треб, а так же как облачение для торжественных приёмов.
- Но голову, по верх КАМИЛАВКИ, одевается МИТРА, соответствующего литургического цвета, который должен быть одинаковым со СТОЛОЙ, ДАЛМАТИКОЙ и КАППОЙ.
3.2.2. ОБЛАЧЕНИЕ СЛУЖАЩЕГО СВЯЩЕННИКА
- То же что и у Епископа, за исключением СТИХАРЯ, ДАЛМАТИКИ и МИТРЫ.
3.2.3. ОБЛАЧЕНИЕ ПРИСЛУЖИВАЮЩИХ СВЯЩЕННИКОВ
- По верх повседневного облачения одевается СТИХАРЬ.
- По верх СТИХАРЯ одевается СТОЛА, того же литургического цвета, что используется на этой службе СЛУЖАЩИМ.
3.2.4. ОБЛАЧЕНИЕ ПРИСЛУЖИВАЮЩЕГО ДЬЯКОНА
- То же что и у священника, за исключением ОРНАТА.
- СТОЛА одевается поверх АЛЬБЫ через ЛЕВОЕ плечо, и крепится на ПРАВОМ боку крест на крест. Может использовать ДАЛМАТИКУ, тогда СТОЛЛА одевается под ДАЛМАТИКУ так же как описано выше.
3.2.5. ОБЛАЧЕНИЕ ПРИСЛУЖИВАЮЩИХ МИРЯН (МИНИСТРАНТОВ)
- По верх повседневного облачения одевается ПОВСЕДНЕВНОЕ ОБЛАЧЕНИЕ СВЯЩЕННИКА
- По верх повседневного облачения священника одевается СТИХАРЬ.
Однако, может одевать и только СТИХАРЬ.
3.2.6. Справедливой и правильной считается норма о том, что все облачения не должны быть освящены и/или использоваться в реальном отправлении Божественного Культа.
3.3. УТВАРЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕССЫ.
3.3.1. Алтарные покровы – 3-и шт.
- Первый – полностью закрывает как саму столешницу, так и переднюю и обе боковые стороны от столешницы до пола. Второй – такой же как и первый, но та 20-30 см. отстоит от пола с впереди и с боков. Третий – Полностью закрывает столешницу и спускается с её краёв на 20-30 см.
Первый Алтарный покров может быть например АЛОГО цвета.
Второй Алтарный покров может быть используемого на данной службе Литургического цвета, либо может быть всегда золотым.
Третий Алтарный покров должен быть всегда белого цвета.
Однако и все 3-и покрова могут быть всегда белого цвета.
3.3.2. КРЕСТ – 1 шт.Который может быть настольным, величиной не менее 20-25 см. в высоту, или настенным, высотой не менее 30-50 см. Но в любом случае КРЕСТ должен быть с изображением фигуры Распятого.
3.3.3. Свечи в подсвечниках – 6 шт. по 3-и с каждой стороны КРЕСТА и устанавливаться ближе к краю стола.
3.3.4. Лампадка – 1 шт. Может быть всегда АЛОГО цвета, и устанавливаться перед КРЕСТОМ.
3.3.5. Подставка под Литургический Сборник – 1 шт.Устанавливается ближе к стороне Посланий.
3.3.6. Литургический Сборник – 1 шт. кладётся перед самым Выходом, открытым на начале на подставке, установленной на столе.
3.3.7. БИБЛИЯ – 1 шт. Если не выносится в процессии, то кладётся в Центре Стола, перед самым выходом Служащего, закрытой. Если выносится в процессии, то кладётся там же после того, как Прислуживающий, которому поручено нести БИБЛИЮ в процессии дойдёт до ступеней Алтаря, он же к Алтарю восходит и возлагает Книгу там где предписано в этой рубрике и сотворив коленопреклонение спускается от Алтаря и идёт на своё место.
3.3.8. КАДИЛО и СОСУД ДЛЯ ЛАДАНА. (если возможно).
3.3.9. ПРОЦЕССИОННЫЙ КРЕСТ – (если возможно) Крест (длинна 20-30 см) по возможности, с изображением фигуры распятого, на длинном древке(длинна древка - 150 см.) выносящийся в процессии.
3.3.10. ПРОЦЕССИОННЫЕ СВЕЧИ (если возможно) – на больших прямых подсвечниках, выносятся вместе с ПРОЦЕССИОННЫМ КРЕСТОМ (перед ним) в процессии.
3.3.11. ЧАША(1 шт.), ПАТЕНА (1 шт.), КОРПОРАЛ (2 шт.), большой и малый ПУРИФИКАТОРЫ (по 4-е шт.), ПОКРОВ (2-е шт. 1-н Белого, другой Чёрного цвета, возможно и 1-а, но двухсторонняя), КОЛБЫ –. (или сосуды) для вина и воды (по 1-й) желательно, чтобы они имели возможность закрываться.
3.3.11.1. Чаша – сосуд, в который наливается вино и вода во время Мессы и которая вместе с её содержимым, возносится. Обычно и традиционно по форме «Тюльпан», т.е. с достаточно длинной «ножкой» и небольшой «ёмкостью» по форме напоминающей цветок тюльпана.
3.3.11.2. Патена – небольшая, обычно диаметром 15 см. тарелочка, на которую кладётся хлеб во время Мессы.
3.3.11.3. Корпорал – полотняный, квадратный, особым образом сложенный покров, который расстилается по верх 3-его алтарного покрова и закрывает середину Алтаря, обычный размер – 20-25 см. в развёрнутом состоянии
3.3.11.4. Пурификатор – полотняное, особым образом сложенное полотенце, обычно прямоугольной формы, размером 20 см. в длину и 10 в ширину. Большой используется для вытирания на сухо Чаши после её пурификации (очищения) малый для вытирания рук священника, после омовения.
3.3.11.5. Покров – полотняный плотный квадратный по форме. Размеры 25 см. Закрывает Чашу до офферториума и после пурификации.
3.3.11.6. Пала – малый покров, квадратный плотный кожаный обтянутый белой льняной или иной тканью, покрывает Чашу во время Литургии, тем самым предохраняя её содержимое от возможного попадания инородных предметов, насекомых, иных субстанций. Обычный размер 10 см.
3.3.11.7. Колбы – два небольших сосуда для вина и воды, т.е. для жидких субстанций, которые будут использоваться во время Мессы.
3.3.12. Иная утварь: несколько сосудов, достаточно небольших, с налитыми в них смесями:
- Розового и миртового масла (Chrisma – используется во время Крещения, Миропомазания, Священства, освящения Алтаря, Коронации)
- Оливкового и миртового масла (Infermorum – елей, используемый для таинства соборования)
3.3.13. Справедливой и правильной считается норма о том, что все предметы не должны быть освящены и/или использоваться в реальном отправлении Божественного Культа.
3.4. ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЦВЕТА
3.4.1. ОСНОВНЫЕ:
3.4.1.1. БЕЛЫЙ – может использоваться во всех ВОСКРЕСНЫХ службах. Для унификации и сокращения количества облачений, можно принять норму Общего наставления к Римскому Миссалу гласящую «Цвет орната всегда может быть белым.
3.4.1.2. ЧЁРНЫЙ – может использоваться во всех ЗАУПОКОЙНЫХ службах, а так же в случае провозглашения АНАФЕМЫ или ЭКСКОММУНИКАЦИИ (Полного или временного отлучения)
3.4.2. ВТОРИЧНЫЕ:
3.4.2.1. Зелёный – для служб рядового времени
3.4.2.2. Красный – для служб о Святых Мучениках
3.4.2.3. Фиолетовый – для служб в период Адвента и Великого Поста, за исключением Вербного Воскресенья, Великого Четверга и Страстной Пятницы.
3.4.2.4. Розовый – в третье Воскресенье Адвента и в Четвёртое Воскресенье Великого Поста.
3.4.2.5. Голубой – на службах Пресвятой Богородице, Деве Марии.
3.4.3. Обязательными к наличию считаются облачения основных Литургических цветов. Их можно сделать двухсторонними: Например: КАППА, ОРНАТ с одной стороны (условно называемой лицевой) – БЕЛАЯ а с оборотной – чёрная
3.4.4. ИСКЛЮЧЕНИЕМ является СТОЛА используемая при моделировании таинства Исповеди. Она всегда ФИОЛЕТОВОГО цвета, т.о. СТОЛЛ должно быть как минимум две: ОДНА – БЕЛО-ЧЁРНАЯ и одна БЕЛО-ФИОЛЕТОВАЯ.
3.5. МЕССА. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
3.5.1. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ во время моделирования Мессы использование музыкального сопровождения народных музыкальных инструментов, за исключением флейты и скрипки.
3.5.2. ЛУЧШЕ ВСЕГО для музыкального сопровождения моделирования Мессы подходят григорианские хоральные песнопения без всякого аккомпанемента исполняемые либо в живую хором, либо посредством воспроизведения с электронных или магнитных носителей. При этом стоит помнить, что григорианских тонов всего 8-мь, на каждый литургический период года.
3.5.3. Если возможно, то служащий должен сам петь возгласы и начала основных частей Мессы, равно как и ряд молитв: Introit, Collecta, Offertorium, Prephatio, Postcomunio, Заключительное благословение. Хорошо, если служащий сможет петь и все необходимые петые части хотя бы из мессы Cum Primitiva (за исключением Gloria – VII тон – de Angelis), а так же молитвы хотя бы в Tonus universalis или Tonus Romanum.
3.5.4. В музыкальном сопровождении вполне возможно использовать и органные произведения, воспроизводимые как по средством электронного органа, так и по средством проигрывания с магнитных или электронных носителей.
3.5.5. Не стоит злоупотреблять использованием петых частей, ввиду того, что они значительно удлиняют чинопоследование. Допустима только одна «петая» или «высокая» месса в день. Желательно, чтобы на ней предстоял Епископ.
3.5.6. Считается желательным чтобы Епископ служил хотя бы одну Мессу в день, но в разных храмах своей локации.
-- 12:23 Чт 23 апр 2009 --
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. МЕССА. СТРУКТУРА И ТЕКСТ ЧИНА.
1.1. Используемое последование для моделирования - Римский миссал редакции 1962 г. ввиду его наибольшего соответствия древней литургии.
1.2. Литургический язык, т.е. язык, на котором произносятся все молитвы – латинский.
1.3. Из чинопоследования изъяты:
1.3.1. Слова консекрации, т.е. ТАЙНОУСТАНОВИТЕЛЬНЫЕ слова.
1.3.2. Сама молитва Offertorium
1.3.3. Молитва выхода
1.4. В чинопоследовании изменены тексты:
1.4.1. Текст молитвы приложения (Haic igitur)
1.4.2. Текст преподания Причастия (не Corpus но Panis и не Sanguinis но Vinis)
1.4.3. Иные тексты, содержащие упоминание о священности жертвы, трансформированы со смещением аспекта на «Жертву хваления»
1.5. В чинопоследование добавлена:
1.5.1. Prex Eucharistica II (вторая Евхаристическая молитва) последования миссала 1979 г. которая может использоваться во всех случаях, с чётом изменений и изъятий описанных в п. 1.3. (п.п. 1.3.1 и 1.3.2.)
1.6. Структурно чинопоследование включает в себя следующие части:
1.6.1. Вхождение в храм и начальные обряды:
- Крестное знамени (у ступеней Алтаря)
- Входной псалом 42(у ступеней Алтаря)- кроме служб по усопшим
- Двойное Исповедание (у ступеней Алтаря)
- Входные возгласы (на ступенях Алтаря)
- Почитание Алтаря(Центр Алтаря)
- Интроит или Входная молитва (Левая сторона Алтаря)
- Kyirie (Центр Алтаря)
- Gloria (Центр Алтаря) – если служба Торжественная или Воскресная.
- Collecta или Соборная молитва (Левая сторона Алтаря)
1.6.2. Литургия Учительства
- Апостол или Первое чтение (Левая сторона Алтаря)
- Gradual (Левая сторона Алтаря)
- Tractus (Центра Алтаря) – если служба Торжественная или Воскресная
- Секвенция (Правая сторона Алтаря) – на службе по усопшим и если предписано
- Евангелие
- Проповедь
- Литургия Таинства – если во время Мессы совершается Таинство Крещения, или Брака
- Credo (Центр Алтаря) – если служба торжественная или Воскресная
1.6.3. Евхаристическая Литургия или собственно Месса
- Offertorium (Центр Алтаря)
- Prephacia (Центра Алтаря)
- Sanctus(Центра Алтаря)
- Benedictus(Центр Алтаря)
- CANON
- Молитва благословения(Центр Алтаря)
- Молитва о Папе и Епископе(Центр Алтаря)
- Молитва о живых(Центр Алтаря)
- Молитва о ходатайстве святых
- Молитва предложения(Центр Алтаря)
-ВОЗНОШЕНИЕ ХОСТИИ И ЧАШИ (Центр Алтаря)
- Молитва воспоминания о пророках (Центр Алтаря)
- Молитва об усопших (Центр Алтаря)
- Молитва о заступничестве святых (Центр Алтаря)
- Малое возношение (Центр Алтаря)
- Pater noster или Молитва Господня (Центр Алтаря)
- Молитва заступничества (Центр Алтаря)
- Молитва о мире (Центр Алтаря)
- Приветствие мира (Центр Алтаря)
- Agnus dei (Центр Алтаря)
- Великое возношение (Центр Алтаря)
- Молитвы перед причастием и причастие священника (Центр Алтаря)
- Молитвы очищения сосудов или пурификация (Левая сторона Алтаря)
1.6.4. Заключение
- Молитва после Причащения(Левая сторона Алтаря)
- Заключительное благословение (Центр Алтаря)- кроме Мессы об усопших
- Отпуст (Центр Алтаря)- кроме мессы об усопших
- Заключительное или выходное Евангелие (Правая сторона Алтаря)
2. МЕССА. ХРАМ
2.1. В части устройства места для моделирования Мессы стоит принимать во внимание следующие детали:
2.1.1. Может и должно быть отгорожено с трёх сторон место «Пресвитерия» т.е. то место где находится стол, моделирующий Алтарь, сиденье, моделирующее кафедру Епископа, сиденье моделирующее место Настоятеля (священника) и сиденья, моделирующие хоры – места для Прислуживающих.
2.1.2. Крайне желательно, чтобы над местом, моделирующим пресвитерий, в качестве крыши, был натянут тент.
2.1.3. Крайне желательно, чтобы место, моделирующее пресвитерий, было разделено на место, моделирующее непосредственно Алтарную часть и собственно Пресвитерий. Разделителем может служить некое возвышение, или ткань, положенная на землю и обозначающая границы места моделирующего собственно Алтарную часть, которые могут и должны быть достаточными, чтобы там смогло разойтись без препятствий два человека плечом к плечу.
2.1.4. В месте, моделирующем собственно Алтарную часть, следует поместить следующее:
2.1.4.1. Стол, моделирующий Алтарь, который может быть не менее: в высоту - до талии человека среднего роста; шириной до 100-120 см.; длинной 200-240 см. и установленный в плотную к задней «стене».
2.1.4.2. Стол, моделирующий Алтарь может быть накрыт плотной тканью, по верх которой настилается простая белая, либо с узорами по краям, ткань, моделирующая алтарный покров.
2.1.4.3. На столе, накрытом тканью, моделирующей Алтарный покров, следует разместить:
А.)Подсвечники со свечами в количестве не менее 6 (шести), ближе к задней «стене» по 3(три) с каждой стороны (с правой и левой)
Б.) Крест. Если Крест настольный, то он устанавливается на том же уровне что и свечи, так чтобы он находился между ними. Тогда заднюю стену можно украсить иконографическим изображением, лучше если оно будет западной школы (например плакат с изображением Сикстинской Мадонны). Если крест настенный, то он вешается на задней стене, так, чтобы он приходился по центру алтаря на расстоянии от него не более полуметра. Крест должен иметь изображение Распятого.
В.) Под Крестом можно поместить лампадку, которая должна гореть постоянно.
Г.) Если есть возможность, то Крест, если он настольный, можно поместить на некоем прямоугольном небольшом возвышении (коробе) сделанном из дерева или иного материала, но не картона, который установить на том же месте, где должен быть установлен настольный Крест. Если есть возможность, то эта коробка может быть с запирающейся дверцей. Т.о. получается шкафчик, в котором можно хранить литургические принадлежности, в том числе чашу, патену, колбы с вином и хлеб)
Д.) Во время моделирования Мессы на столе, моделирующем Алтарь нужно расположить Книгу (папку) с текстом используемого во время моделирования, последовании, ближе к левой стороне, а так же Библию, либо Новый Завет, которая должна быть достаточно большой (MAX формат А4 MIN формат А5)
2.1.4.4. Сиденье, моделирующее кафедру Епископа – с правой стороны от стола, моделирующего Алтарь, но так, чтобы оно вплотную не прилегало к нему.
2.1.4.5. Сиденье, моделирующее место настоятеля (священника) с левой стороны от стола, моделирующего Алтарь, так же как и в предыдущем случае установленное.
2.1.5. На границе, отделяющей место, моделирующее пресвитерий от места моделирующего храм, можно установить перегородку, высотой по пояс человека среднего роста, обтянув её белой тканью, которая может быть неплотной, таким образом, чтобы в перегородке оставался проход, через который могли свободно пройти три человека стоя плечом к плечу. Проход должен располагаться в центре.
2.1.6. На границе, отделяющей место, моделирующее пресвитерий и место моделирующее основную часть храма, ближе к правой стороне, можно установить подставку высотой ниже уровня груди, обтянутое не просвечивающей тканью, на которую можно положить книгу во время чтения. (можно использовать пюпитр).
2.1.7. Остальное место, моделирующее храм можно отделить от остального пространства полигона верёвкой.
2.1.8. Остальное место, моделирующее храм, может быть оборудовано, если возможно, сиденьями для народа.
2.1.9. Если предусматривается воспроизведение музыкальных произведений, то лучше установить колонки под столом, моделирующим Алтарь.
2.1.10. Неподалёку от места моделирующего пресвитерий, с левой стороны, в пределах места моделирующего основную часть храма, можно расположить место, моделирующее Конфессионал – место для совершения Исповеди.
2.1.11. Если есть возможность, то неподалёку от места моделирующего пресвитерий, с правой стороны, в пределах места моделирующего основную часть храма, можно расположить место для моделирования Крещения – подставку высотой до пояса, задрапированную непрозрачной желательно белой, тканью на которой установить достаточно большой таз из белого металла, в который можно наливать воду.
2.1.12. У входа в место, моделирующее основную часть храма можно прикрепить небольшой сосуд для воды.
3. МЕССА. ПОВСЕДНЕВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ ЕПИСКОПОВ, СВЯЩЕННИКОВ, МОНАХОВ, МОНАХИНЬ И ОБЛАЧЕНИЯ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕССЫ.
3.1. ПОВСЕДНЕВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ ЕПИСКОПОВ, СВЯЩЕННИКОВ, МОНАХОВ, МОНАХИНЬ
3.1.1. В части моделирования облачений Епископов, священников, следует избегать полной точности,
3.1.2. ОБЛАЧЕНИЕ ЕПИСКОПА.
- Всегда фиолетового цвета. ИСКЛЮЧЕНИЕ: ЕПИСКОП-КАРДИНАЛ – алое; ПОНТИФИК - Основное-белое. Пелерина – алая, окантованная белым.
Если нет оригинального облачения, то при крое можно не кроить собственно сутану. Лучше всего подойдет вариант узкой в верхней части и с широкими клиньями в нижней (начиная от начала бедра) робы, длинною до щиколотки. На верхней части бёдер , в месте начала клиньев, делается складка, внутри которой лучше расположить вход кармана. Сзади делается две небольших встречных прямых складки. Рукава немного шире запястий, с отворотным прямым манжетном.
- материала должен быть плотным.
- по верх основной части одевается пелерина. Крой – полусолнце. Длинна – до локтя. Сшитая таким образом, чтобы сохранить возможность одеть через голову и снабжённая небольшой застёжкой фиолетового же цвета.
- рукава с отворотами, которые могут быть из бархата.
- пояс – фиолетового цвета, длинный, до конца голени. Может быть с бахромой золотого цвета на обоих концах.
- крест – латинский, из жёлтого или белого металла, желательно с изображением Распятого.
- берета или камилавка. БЕРЕТА квадратная, но гибкая, способная принимать форму головы, в основании. КАМИЛАВКА круглая в основании, одевается на теменную часть и закрывает её полностью.
3.1.3. ОБЛАЧЕНИЕ СВЯЩЕННИКА.
- Всегда чёрного цвета. ИСКЛЮЧЕНИЕ: СВЯЩЕННИК-МОНСЕНЬОР – чёрное с фиолетовым поясам и фиолетовой же камилавкой или береттой и такими же отворотными манжетами.
- рекомендации по крою такие же как и в отношении ОБЛАЧЕНИЯ ЕПИСКОПА.
3.1.4. ОБЛАЧЕНИЯ МОНАХОВ И МОНАХИНЬ
- могут соответствовать облачению монахов и монахинь согласно их орденам.
- ОСНОВНЫМИ МУЖСКИМИ МОНАШЕСКИМИ ОРДЕНАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Орден Святого Бенедикта. – чёрное, пояс верёвочный.
- Орден братьев Святого Франциска – коричневый, пояс верёвочный.
- Орден Братьев Проповедников (Орден Святого Доминика) – белое, пояс коричневый, кожаный. Плащ чёрный с капюшоном.
- Орден Августинцев – лазоревое.
- Орден Траппистов (Орден Бернардинцев) - белое, пояс верёвочный.
- ОСНОВНЫМИ ЖЕНСКИМИ МОНАШЕСКИМИ ОРДЕНАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Сёстры Святого Бенедикта – чёрное
- Сёстры Святого Франциска серое. Воротник-пелерина белый, пояс верёвочный фиолетовый.
- Сёстры Святого Доминика – белое. Воротник-пелерина – чёрный, пояс кожаный.
3.2. ОБЛАЧЕНИЯ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕССЫ.
3.2.1. ОБЛАЧЕНИЯ СЛУЖАЩЕГО ЕПИСКОПА
- По верх повседневного облачения одевается АЛЬБА – белое из шёлка, сатина, льна облачение, скрывающее полностью повседневное облачение. Подол в передней части с может быть украшен золотой вышивкой.
- По верх АЛЬБЫ одевается СТОЛА (ЕПИТРАХИЛЬ) – длинное шарфоподобное облачение шириной 10-15 см. длинной до 150 см.. На концах украшенно крестами (на расстоянии 10 см. от края) по краям – не длинная бахрома. Одевается Крест на крест.
- АЛЬБА препоясывается верёвочным поясом – ЦИНГЛЮМОМ, таким образом, чтобы концы СТОЛЫ были им зафиксированы.
- По верх АЛЬБЫ и СТОЛЫ одевается СТИХАРЬ или ДАЛМАТИКА.
- СТИХАРЬ – белое до середины бедра облачение с широкими короткими рукавами (до локтя), из атласа или шёлка. По краям рукавов и подолу может быть отделано широким кружевом.
ДАЛМАТИКА – такое же по размерам, что и СТИХАРЬ, но боле длинное (до колен), облачение из парчи соответствующего литургического цвета.
- По верх всего описанного выше одевается КАЗУЛА или ОРНАТ – по крою «солнце». Длинна до колена. Для экономии материала – может быть не цельнокроеным ,а сшитым сверху. Материал – плотная, но не шерстяная, возможно парча или плотный бархат.
Как рекомендация, возможно и лучше всего покупать ткани в церковном магазине, если в МСК, то недалеко от ст. м. Павелецкой есть замечательный магазинчик, где можно купить нужную ткань. КАППА - длинное, до щиколотки, плащевидное облачение соответствующего литургического цвета, который должен быть одинаковым с цветом СТОЛЫ и ДАЛМАТИКИ. Материал – парча, либо иной плотный однотонный или расшитый золотом или серебром материал. Используется для совершения иных Таинств, кроме Евхаристии, или иных треб, а так же как облачение для торжественных приёмов.
- Но голову, по верх КАМИЛАВКИ, одевается МИТРА, соответствующего литургического цвета, который должен быть одинаковым со СТОЛОЙ, ДАЛМАТИКОЙ и КАППОЙ.
3.2.2. ОБЛАЧЕНИЕ СЛУЖАЩЕГО СВЯЩЕННИКА
- То же что и у Епископа, за исключением СТИХАРЯ, ДАЛМАТИКИ и МИТРЫ.
3.2.3. ОБЛАЧЕНИЕ ПРИСЛУЖИВАЮЩИХ СВЯЩЕННИКОВ
- По верх повседневного облачения одевается СТИХАРЬ.
- По верх СТИХАРЯ одевается СТОЛА, того же литургического цвета, что используется на этой службе СЛУЖАЩИМ.
3.2.4. ОБЛАЧЕНИЕ ПРИСЛУЖИВАЮЩЕГО ДЬЯКОНА
- То же что и у священника, за исключением ОРНАТА.
- СТОЛА одевается поверх АЛЬБЫ через ЛЕВОЕ плечо, и крепится на ПРАВОМ боку крест на крест. Может использовать ДАЛМАТИКУ, тогда СТОЛЛА одевается под ДАЛМАТИКУ так же как описано выше.
3.2.5. ОБЛАЧЕНИЕ ПРИСЛУЖИВАЮЩИХ МИРЯН (МИНИСТРАНТОВ)
- По верх повседневного облачения одевается ПОВСЕДНЕВНОЕ ОБЛАЧЕНИЕ СВЯЩЕННИКА
- По верх повседневного облачения священника одевается СТИХАРЬ.
Однако, может одевать и только СТИХАРЬ.
3.2.6. Справедливой и правильной считается норма о том, что все облачения не должны быть освящены и/или использоваться в реальном отправлении Божественного Культа.
3.3. УТВАРЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕССЫ.
3.3.1. Алтарные покровы – 3-и шт.
- Первый – полностью закрывает как саму столешницу, так и переднюю и обе боковые стороны от столешницы до пола. Второй – такой же как и первый, но та 20-30 см. отстоит от пола с впереди и с боков. Третий – Полностью закрывает столешницу и спускается с её краёв на 20-30 см.
Первый Алтарный покров может быть например АЛОГО цвета.
Второй Алтарный покров может быть используемого на данной службе Литургического цвета, либо может быть всегда золотым.
Третий Алтарный покров должен быть всегда белого цвета.
Однако и все 3-и покрова могут быть всегда белого цвета.
3.3.2. КРЕСТ – 1 шт.Который может быть настольным, величиной не менее 20-25 см. в высоту, или настенным, высотой не менее 30-50 см. Но в любом случае КРЕСТ должен быть с изображением фигуры Распятого.
3.3.3. Свечи в подсвечниках – 6 шт. по 3-и с каждой стороны КРЕСТА и устанавливаться ближе к краю стола.
3.3.4. Лампадка – 1 шт. Может быть всегда АЛОГО цвета, и устанавливаться перед КРЕСТОМ.
3.3.5. Подставка под Литургический Сборник – 1 шт.Устанавливается ближе к стороне Посланий.
3.3.6. Литургический Сборник – 1 шт. кладётся перед самым Выходом, открытым на начале на подставке, установленной на столе.
3.3.7. БИБЛИЯ – 1 шт. Если не выносится в процессии, то кладётся в Центре Стола, перед самым выходом Служащего, закрытой. Если выносится в процессии, то кладётся там же после того, как Прислуживающий, которому поручено нести БИБЛИЮ в процессии дойдёт до ступеней Алтаря, он же к Алтарю восходит и возлагает Книгу там где предписано в этой рубрике и сотворив коленопреклонение спускается от Алтаря и идёт на своё место.
3.3.8. КАДИЛО и СОСУД ДЛЯ ЛАДАНА. (если возможно).
3.3.9. ПРОЦЕССИОННЫЙ КРЕСТ – (если возможно) Крест (длинна 20-30 см) по возможности, с изображением фигуры распятого, на длинном древке(длинна древка - 150 см.) выносящийся в процессии.
3.3.10. ПРОЦЕССИОННЫЕ СВЕЧИ (если возможно) – на больших прямых подсвечниках, выносятся вместе с ПРОЦЕССИОННЫМ КРЕСТОМ (перед ним) в процессии.
3.3.11. ЧАША(1 шт.), ПАТЕНА (1 шт.), КОРПОРАЛ (2 шт.), большой и малый ПУРИФИКАТОРЫ (по 4-е шт.), ПОКРОВ (2-е шт. 1-н Белого, другой Чёрного цвета, возможно и 1-а, но двухсторонняя), КОЛБЫ –. (или сосуды) для вина и воды (по 1-й) желательно, чтобы они имели возможность закрываться.
3.3.11.1. Чаша – сосуд, в который наливается вино и вода во время Мессы и которая вместе с её содержимым, возносится. Обычно и традиционно по форме «Тюльпан», т.е. с достаточно длинной «ножкой» и небольшой «ёмкостью» по форме напоминающей цветок тюльпана.
3.3.11.2. Патена – небольшая, обычно диаметром 15 см. тарелочка, на которую кладётся хлеб во время Мессы.
3.3.11.3. Корпорал – полотняный, квадратный, особым образом сложенный покров, который расстилается по верх 3-его алтарного покрова и закрывает середину Алтаря, обычный размер – 20-25 см. в развёрнутом состоянии
3.3.11.4. Пурификатор – полотняное, особым образом сложенное полотенце, обычно прямоугольной формы, размером 20 см. в длину и 10 в ширину. Большой используется для вытирания на сухо Чаши после её пурификации (очищения) малый для вытирания рук священника, после омовения.
3.3.11.5. Покров – полотняный плотный квадратный по форме. Размеры 25 см. Закрывает Чашу до офферториума и после пурификации.
3.3.11.6. Пала – малый покров, квадратный плотный кожаный обтянутый белой льняной или иной тканью, покрывает Чашу во время Литургии, тем самым предохраняя её содержимое от возможного попадания инородных предметов, насекомых, иных субстанций. Обычный размер 10 см.
3.3.11.7. Колбы – два небольших сосуда для вина и воды, т.е. для жидких субстанций, которые будут использоваться во время Мессы.
3.3.12. Иная утварь: несколько сосудов, достаточно небольших, с налитыми в них смесями:
- Розового и миртового масла (Chrisma – используется во время Крещения, Миропомазания, Священства, освящения Алтаря, Коронации)
- Оливкового и миртового масла (Infermorum – елей, используемый для таинства соборования)
3.3.13. Справедливой и правильной считается норма о том, что все предметы не должны быть освящены и/или использоваться в реальном отправлении Божественного Культа.
3.4. ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЦВЕТА
3.4.1. ОСНОВНЫЕ:
3.4.1.1. БЕЛЫЙ – может использоваться во всех ВОСКРЕСНЫХ службах. Для унификации и сокращения количества облачений, можно принять норму Общего наставления к Римскому Миссалу гласящую «Цвет орната всегда может быть белым.
3.4.1.2. ЧЁРНЫЙ – может использоваться во всех ЗАУПОКОЙНЫХ службах, а так же в случае провозглашения АНАФЕМЫ или ЭКСКОММУНИКАЦИИ (Полного или временного отлучения)
3.4.2. ВТОРИЧНЫЕ:
3.4.2.1. Зелёный – для служб рядового времени
3.4.2.2. Красный – для служб о Святых Мучениках
3.4.2.3. Фиолетовый – для служб в период Адвента и Великого Поста, за исключением Вербного Воскресенья, Великого Четверга и Страстной Пятницы.
3.4.2.4. Розовый – в третье Воскресенье Адвента и в Четвёртое Воскресенье Великого Поста.
3.4.2.5. Голубой – на службах Пресвятой Богородице, Деве Марии.
3.4.3. Обязательными к наличию считаются облачения основных Литургических цветов. Их можно сделать двухсторонними: Например: КАППА, ОРНАТ с одной стороны (условно называемой лицевой) – БЕЛАЯ а с оборотной – чёрная
3.4.4. ИСКЛЮЧЕНИЕМ является СТОЛА используемая при моделировании таинства Исповеди. Она всегда ФИОЛЕТОВОГО цвета, т.о. СТОЛЛ должно быть как минимум две: ОДНА – БЕЛО-ЧЁРНАЯ и одна БЕЛО-ФИОЛЕТОВАЯ.
3.5. МЕССА. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
3.5.1. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ во время моделирования Мессы использование музыкального сопровождения народных музыкальных инструментов, за исключением флейты и скрипки.
3.5.2. ЛУЧШЕ ВСЕГО для музыкального сопровождения моделирования Мессы подходят григорианские хоральные песнопения без всякого аккомпанемента исполняемые либо в живую хором, либо посредством воспроизведения с электронных или магнитных носителей. При этом стоит помнить, что григорианских тонов всего 8-мь, на каждый литургический период года.
3.5.3. Если возможно, то служащий должен сам петь возгласы и начала основных частей Мессы, равно как и ряд молитв: Introit, Collecta, Offertorium, Prephatio, Postcomunio, Заключительное благословение. Хорошо, если служащий сможет петь и все необходимые петые части хотя бы из мессы Cum Primitiva (за исключением Gloria – VII тон – de Angelis), а так же молитвы хотя бы в Tonus universalis или Tonus Romanum.
3.5.4. В музыкальном сопровождении вполне возможно использовать и органные произведения, воспроизводимые как по средством электронного органа, так и по средством проигрывания с магнитных или электронных носителей.
3.5.5. Не стоит злоупотреблять использованием петых частей, ввиду того, что они значительно удлиняют чинопоследование. Допустима только одна «петая» или «высокая» месса в день. Желательно, чтобы на ней предстоял Епископ.
3.5.6. Считается желательным чтобы Епископ служил хотя бы одну Мессу в день, но в разных храмах своей локации.
PAX + DOMINI SIT SEMPER VOBISCUM