Подозреваю, после этого поста куча тапков полетит в меня, но я притащил их целый ворох, бо тащу не лично от себя, а от команды и нескольких случайных разговоров.
Во-первых,
магия. Ужаснула абсолютное бессилие шаманов перед духами. Всё, что можно было сделать - это "по-быстренькому" сотворить ритуал по вызову элементаля и закидать того шариками, при том, что дух потом абсолютно поигрово отреспавнится и будет мстить (именно поэтому я не убил ни одного духа, хотя и мог сделать это более свободно
). Или же сотворить ритуал магической ловушки, и потом видимо пригласить духа в ней заночевать (или же сидеть в кустах и ждать, пока дух в неё вляпается - а то вдруг не заметит и дальше пройдёт), после чего заиметь на неограниченный срок очень недовольного духа, который торчит посреди деревни или в чьём-то доме.
Кстати, по духам - я так и не понял, почему, несмотря на то, что "астральное тело не может проходить сквозь физические преграды (стены домов, закрытые двери и окна)", духи шастали туда-сюда, например даже когда ворота деревни были закрыты (а то и заперты на замок)? Разве где-то сказано, что духи круче астральных путешественников?
По аурам - в целом идея хороша, но ауры видели все кому не лень. Будь я на месте перевёртышей, меня бы это ОЧЕНЬ напрягало. Проблема, конечно из той же серии, что и "я в невидимости", но решить её наверно можно было. Также имели место некоторые глюки с аурами, типа встреченной нами ночью "бородатой русской женщины" - Хакена, чёрных размывов от принтера... Но это конечно можно отбросить, учитывая количество обработанного материала. А вот лично мне отсутствие в ауре оливковой полоски, по-видимому, сильно изменило игру.
По артефактам - почему не все они были промаркированы УФ, я понял - маркер появился в последний момент, все перебрать не получилось, оно же объясняет наличие выцарапанных надписей. Но вот почему для того, чтобы распознать простенький амулет защиты от мелких духов, высокоуровневые шаманы должны были бежать к мастеру, странно. И учитывая, какими пачками оные амулеты стали вводиться в игру, их должно было быть у каждого персонажа ещё до игры хотя бы по одному.
И в итоге самое "любимое блюдо" - когда я спрашивал у игротехов (как минимум у Флая), может ли он мне прочиповать ритуал, я получал ответ - "только по вызову меня". А для всех остальных ритуалов, навроде того же зачарования предмета, посылали к мастерам, а то и конкретно к Моране. Не знаю, как остальные шаманы, но лично я от этого в первую ночь сильно страдал. Интересно, каково было в России, расположенной ещё дальше от мастерятни? На второй день вроде стало полегче: то ли я свыкся, то ли игротехам дали больше прав, я не разобрал. Нельзя было сразу дать им подобные полномочия, или хотелось самим засвидетельствовать побольше красивых ритуалов? Или просто система магии была настолько рассчитана на фантазию игроков, что контролировать её имел право только сам ГМ?
Во-вторых,
конфликт повстанцев и регуляров. Вот здесь я уже ровным счётом ничего не понимаю. Ещё зимой, когда мы только собирались подавать заявку, было сказано, что повстанцы будут заниматься боёвкой и политичкой. Постепенно, когда стали звучать заверения, что игра в основном социальная, а регуляров почти нельзя вынести (ибо лагерь у них окопан, их хрен расстреляешь, а пострелять они и сами не дураки), я возопил: "окей, давайте мы выкинем все стволы, избавимся ото всех имплантатов, закопаем к чёрту генератор и будем всем премило улыбаться". Но такая позиция не нашла понимания у мастеров, из чего я заключил, что мы всё-таки будем давать в морду якутской армии. А теперь ситуация на игре: первые почти сутки игры - граница открыта, регуляры на игре отсутствуют в принципе, боевой отряд повстанцев совершенно не понимает, с кем им бороться. Потом отряд всё-таки появляется, пару часов неспешно показывает активность, а потом исчезает из деревни в неизвестном направлении до самой ночи. А теперь внимание вопрос: кто прогружал регуляров??? Почему я и все повстанцы знали, что в Якутии запрещены технологии, запрещено общение с духами (кроме тотемов), запрещено пересечение границы, а регулярам было на это накласть? Почему они дважды спокойно проходили мимо гнома в камуфле и со стволом, увешанного гранатами? Почему я слышал из дома старосты глубокомысленную беседу регуляров о наличии на территории Якутии лагеря (повстанцев, хотя они этого и не знали) с автономным генератором? Это прямо-таки какие-то философы, а не те самые отморозки, которые наводят ужас на всю Якутию. Или конкретно этот отряд И ДОЛЖЕН был быть занят исключительно своим ВИПом, и не обращать внимания на грубейшие нарушения законов? Да, я помню, один или два таких же небольших отряда снялось с игры, если я не ошибаюсь. Возможно, они и должны были мочить нарушителей. Но неужели обслуживание ВИПа, озабоченного старым как мир квестом "собери пять крышек от канализационных люков и получи люлей от Мосводоканала", было важнее изначального концепта игры: границы, от которой из 100 человек возвращается 5, и те - без ножек и с покусанной печенью; той атмосферы ужаса и обречённости, когда за любую подвижку против режима ты можешь оказаться растерзанным на пороге собственного дома? Где это всё было? Только в ожиданиях повстанцев? Что мешало мастерским решением убрать (уменьшить) отряд телохранителей и послать его на обеспечение этого момента? Разве что-то серьёзное угрожало этому ВИПу, кроме духа деревни? Те же повстанцы о нём и не подозревали.
А в итоге мы имеем что? Повстанцы опасаются сами нападать на регуляров, да и не видят причины - те ведут себя до безобразия культурно и совершенно никому не мешают. Регуляры заняты своим ВИПом и ничем больше не интересуются. Почему у регуляров не было задачи вырезать повстанцев? Почему повстанцы не получили задачи убрать ВИПа? Чтобы не создавать на игре конфликт? Так зачем было его анонсировать? Вообще, как сами мастера видели деятельность повстанцев? Не так абстрактно, как можно было сказать до игры, а применительно к имевшейся ситуации?
Вот, гигантотапкия закончилась, остались поменьше.
Следом идёт тапок, который можно назвать
"жидкость квестовой сетки". Я не раз и не два слышал от игроков, что игру они делали себе сами (я не говорю про то, что зверушки на игру не заехали - это проблема простительная, оснований для претензий не вижу). Каково было с индивидуальными квестами, я не понял. Вроде они были, но отнюдь не насущные. Не знаю, как было в других локациях, но по крайней мере в деревне в основном жили от одного массового пипеца до другого: злой дух (избавиться) - регуляры (прогнать) - болезни (найти и уничтожить амулет) - штурм мельницы (пережить). Остальное время - шатание и полуролевой трёп. Человек, который всю игру шатался по полигону от костра к костру и чуть ли не по жизни предлагал помочь с квестами, получал ответ "да особо и нечем". Это раз.
А два - ввод квестов в игру. Эта вещь нужная и интересная, но если злой дух, руководствуясь одному ему понятной логикой, ещё имеет моральное право говорить "иди туда-то, принеси такую-то хрень", то слышать от призванного элементаля "чтобы доказать свою силу
(!), ты должна найти такого-то человека, способного опознать эту цацку, а потом вернуться, и всё это за 30 минут" - как минимум странно. Все мы любим ругаться на квесты в компьютерных играх, так что развивать мысль я не буду.
Ещё один презабавный момент. Как основной противник перевёртышей (или, по-пацански, "выворотней"), я очень хорошо помнил правило "Перевертыш обернувшийся из (мета-)человеческой формы в звериную должен (!) бросить на землю все игровые предметы, чипы с оружия "Предмет в игре" ,отчуждаемые боеприпасы и т.п.", и очень просил мастеров, чтобы выворотни его блюли. А теперь представьте мои впечатления, когда я слышу о (как я понял) запущенной мастерами сценке:
Семён, тролль-отшельник, охотится на окраине деревни. Вот он увидел зверя, схватил лук и выпустил в него стрелу. Потом вторую. Потом третью. Потом зверюга уже бросается на охотника, Семён выкватывает кинжал, и практически четвертует её. Дальнейшее повергает его в шок и трепет: зверь оборачивается человеком и стреляет в него из пистолета.Помимо этого, перевёртыш оказался в зачипованной косухе. А теперь внимание, вопрос: из какого места выворотень извлекает свой ствол?
(Гусары, молчать!) Я понимаю, сцена красивая, даже очень... Но почему она противоречит правилам??
И последние пять копеек. Да, именно финансы. Я вижу, все стесняются в открытую задавать этот вопрос, но слышал я его достаточное число раз, чтобы всё-таки оформить в слова: на что пошли игровые взносы? Понятно, что на снятие полигона, значки, игровые документы, амулеты, пульки, маски духов, дорогой грим, два рулона полиэтилена и бензин. Вроде ничего не забыл. Сам я в сём не разбираюсь, но бытует мнение, что взнос был великоват. И к сожалению оное мнение для некоторых является достаточной причиной, чтобы не ехать на игры вашей МГ.
В завершении прошу поверить, что занудствую и выливаю поток тапков я вовсе не из общей вредности, и не с целью унизить МГ. Скорее наоборот - чтобы мастера могли ответить на висящие в воздухе, но не высказываемые вопросы, тем самым успокоив молчаливую общественность. В целом, хотелось бы увидеть максимально полный мастерский отчёт: всестороннюю и связанную картину того, что планировалось на игре, и того, что на игре происходило. Ещё раз повторюсь: игрой я остался скорее доволен, а выкладываю оные тапки, именно чтобы мг получила по результатам игры не только фан, но и экспу.
П.С. Технический отчёт после всего вышесказанного я писать не буду. Впрочем, это пожалуй первый техотчёт за весь мой ролевой опыт)