Страница 1 из 1

Несторианство

СообщениеДобавлено: 26 июн 2009, 08:17
AllorAragorn
Появления среди монголов (в большинстве - христиан) несторианских священников я так и не дождался, поэтому решил кое-что выложить сам по несторианам. Монголы - знакомьтесь.
Несторианская церковь
Несторианская церковь – это собирательное название раннехристианских общин в Азии, которые были последователями Антиохийской богословской традиции, отстаиваемой Несторием - архиепископом Константинопольским, в 428 г. восставшим против титула "Матерь Божья", как стали именовать Марию, мать Иисуса.
История возникновения
В 431 году на Вселенском соборе в Эфесе Несторий был предан анафеме, его учение осуждено и затем в 449 проклято (Эфесский разбой). На Эфесском соборе 431 года антиохийская делегация объявила еретиком оппонента Нестория - Кирилла, чью точку зрения поддерживала александрийская делегация. Спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление александрийской делегации.

Окончательно анафема несторианам была произнесена на Халкедонском соборе в 451 г. От репрессий последователи Нестория могли избавиться лишь путем отречения от своего учения, что они отказались сделать.

Несториане сформировались в единое религиозное сообщество, когда, спасаясь от гонений, иммигрировали в Персию (Эраншахр) в 489 году. Там они присоединились к Ассирийской Церкви Востока, также придерживавшейся Антиохийской богословской традиции.

Большинство несториан, по некоторым оценкам около 170 тысяч человек, и по сей день живут в Ираке, Сирии и Иране, где они в основном известны, как Ассирийцы. Главой Несторианской церкви является Патриарх, чья резиденция находится в Ираке.

В Среднеазиатском регионе более всего потомков несториан сохранилось в юго-восточном Казахстане, а также частично в Киргизстане.
Вероучение
Несториане отвергают доктрину, принятую на Эфесском соборе, утверждающую, что Иисус Христос представляет собой единственную Божественную ипостась (личность) и поэтому Его мать - Мария должна именоваться «Матерь Божья». Вероучение, которого придерживался Несторий, а также вероучение Ассирийской Церкви Востока, фактически является учением Антиохийской богословской школы, которое развито в трудах Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского (4 в.).

Несторианство признает полную симметрию богочеловечества Христа. В едином богочеловеческом лице (личности) Христа с момента зачатия не слитно были соединены две ипостаси (единичные природы) и две (общие) природы (божественная и человеческая). Воля, в отличие от православного учения, считается свойством личности, а не природы, поэтому признается одна богочеловеческая воля Христа.

Одни действия Христа (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте) несторианство относит к Его человеческой ипостаси, другие (творение чудес) - к Божественной. Поскольку рождение от Марии имеет отношение только к человеческой ипостаси и к богочеловеческой личности Христа, но не к Божественной ипостаси, термин "Богородица" несторианство считает богословски некорректным и допустимым только с оговорками.

Несторианство утверждает важность для спасения людей всей земной жизни Христа, а не только Его смерти на кресте и воскресения, хотя и признает кульминационное значение последних. Особо подчеркивается важность подвигов Христа, как человека. До крещения в Иордане Христос, как человек, в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет совершенное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, главным последствием грехопадения Адама.

Основным противником Нестория был александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на монашество и сельское население Египта, Палестины, Малой Азии. В отличие от Нестория Кирилл признавал личность Христа чисто Божественной, а не богочеловеческой, и настаивал на необходимости термина "Богородица".


Основным богослужебным языком несториан был, вероятно, сирийский и национальные языки. На игре за неименеем лучшего - предлагаю несторианам пользоваться православным молитвословом или русским переводом католических молитв (выложены в темах католичество и православие на этом форуме)

По косвенным данным, богослужебная практика несториан 13 века была ближе всего к восточной, православной. Таким образом, можно предположить подобие богослужений православной литургии.

Отношения с другими христианами на игре - непростые - с одной стороны между несторианами и православными (византийскими) церквями - старые обиды, с другой - с католиками они еще дальше (по истории-географии, языку и практике богослужения). К тому же Хулагу явно и недвусмысленно поддержал восстановление именно православной юрисдикции в Святой Земле.
Таким образом, как я вижу, несторианам на игре, дабы не страдать без духовного руководства и поддержки надо будет выбирать (вместе или индивидуально) между следующими альтернативами:
- пригласить ("рукоположить") на игре своего священника,
- присоединиться к православию - для несториан такое, в принципе возможно,
- присоединиться к католичеству - такие примеры в истории также были, хотя и пару веков позднее,
- участвовать в Таинствах и той, и другой христианской ветви - вот только примут ли такой "экуменизм" церкви?